«Жрицы любви» и закон

Проституция имеет, очевидно, чуть менее давнюю историю, чем само человечество.
Известны примеры попыток покончить с нею с помощью мер самого радикального характера, Так, согласно библейским преданиям, пророк Моисей повелел уничтожить всех проституток, которых оказалось 32 тысячи. Не избежал соблазна одним махом решить проблему и король Франции Луи IX, издавший в 1224 г. декрет о высылке из страны всех «жриц любви». Жестоко наказывалось это занятие в средневековой Западной Европе — например, в Италии и Португалии им отрезали носы. В начале XVII века французский монарх Луи XIV объявил, что проститутке, застигнутой с солдатом в радиусе 5 км от королевской резиденции в Версале, будут отрезаны уши и нос.

Впрочем, нередко преследованию подвергались также клиенты и посредники. Так, в пятнадцатом столетии в период властвования Карла VIII посетителям публичных домов грозило наказание в виде отрезания руки и лишения состояния. Содержатели их объявлялись вне закона. Сводников штрафовали, подвергали порке кнутом, ссылали, клеймили у позорного столба, лишали имущества, сажали в тюрьму и даже казнили. Надо полагать, многие современные женщины одобрили бы введение наказания, которое практиковалось в прошлом правительницей Вьетнама, прозванной «Леди Дракон» и отличавшейся ревностным почитанием догматов католицизма: мужчина, застигнутый с продажной женщиной, находился в тюрьме до тех пор, пока жена не выкупала его.

Отметим, что моральным обоснованием жестких репрессивных мер борьбы с проституцией служили постулаты христианской церкви, официально осуждавшей блуд и требовавшей от обоих партнеров в браке соблюдения верности.
Но ни жесткие, порою драконовские наказания, ни религиозная мораль не смогли ликвидировать проституцию как социальное явление.
Правда, были и другие подходы к решению вопроса.

Как утверждают специалисты, мысль о том, что проституция, как неизбежное зло, должна регулироваться государством, возникла не менее 2700 лет назад.
К регламентации торговли телом прибегли еще древние ассирийцы, а в Индии за 300 лет до н.э. назначался главный смотритель за проституцией, который надзирал за публичными женщинами, контролировал их доходы и расходы, изымая ежемесячно в государственную казну налог в сумме их двухдневного заработка.

Знаменитый древнегреческий реформатор и законодатель Солон в VI веке до н.э. легализовал проституцию и обложил ее налогом, учредил публичные дома и на полученные таким образом деньги построил храм Богини любви.

В начале нашей эры римский император Калигула установил налог на заработок проституток в размере платы, которую получала каждая из них за одно «объятье». Однако при этом законом было установлено, что проститутки, оставившие занятие своим промыслом и вышедшие замуж, должны были продолжать выплачивать этот налог до конца своей жизни. Кроме того, легализовав проституцию, римляне ввели дополнительные ограничения: публичные дома предписывалось располагать за городскими стенами и закрывать в дневное время, служительницы Эроса подлежали регистрации и обязывались носить особую одежду.

Первое упоминание о домах терпимости в России относится к царствованию Петра I. Значительное распространение проституция и притоны получили во времена Екатерины II. Довольно жесткая регламентация «торговли женским телом» была введена в середине прошлого века.
Женщины, вставшие на путь проституции, должны были подчиняться специальным правилам. Им дозволялось жить и не в борделях, но «только отнюдь не более, как по одной». Это были так называемые проститутки-одиночки. В дальнейшем им предоставили право проживать и по двое. Проститутки беспрекословно должны были подвергаться медицинскому освидетельствованию во всякое время. Если они отказывались добровольно идти на осмотр, то подвергались судебной ответственности.

У проституток, проживавших в домах терпимости, отбирались виды на жительство и взамен им выдавались специальные медицинские документы, получившие в народе название «желтый билет».
Публичным женщинам предписывалось воздерживаться от излишнего потребления вина, «не выказываться» из окошек в «неблагопристойном виде», «не затрагивать на улицах проходящих и не зазывать их к себе», «не ходить по нескольку вместе». Им запрещалось проживать в определенных частях города, быть кормилицами, посещать театры и питейные заведения.

Женщины, включенные в списки проституток, могли быть освобождены от постоянного врачебного надзора только при наличии ряда уважительных причин: болезни, вследствие которой они не могли уже «предаваться распутству», по преклонности лет, в случае вступления в замужество и т.д.
Публичные женщины издавна занимались развратным промыслом во всевозможных притонах, тавернах, банях и тому подобных заведениях. Поэтому правительство в конце концов вынуждено было как-то регламентировать порядок открытия и содержания домов терпимости.

В 1844 году министерством внутренних дел были утверждены правила для содержательниц борделей, а в 1861 году эти правила были несколько изменены. В соответствии с ними дома терпимости могли открывать только женщины не моложе 35 лет и не старше 55 лет. Дома терпимости предлагалось удалять от церквей, училищ, школ и т.п. не менее чем на 150 сажен.

Правилами предписывалось, чтобы содержательницы домов терпимости проживали «в тех же квартирах, где помещены их заведения». При них могли жить мужья, но с условием, чтобы они имели отдельные помещения от комнат, занимаемых публичными женщинами, «и не вмешивались в управление заведением». Хозяйка не имела права содержать при себе детей старше четырех лет, жилиц или родственников.

В дома терпимости принимались женщины, достигшие 16-летнего возраста. В дальнейшем возрастной ценз был повышен до 18 лет, а потом и до 21 года, хотя на практике это положение часто нарушалось.
Содержательница дома терпимости обязана была предоставить женщинам отдельную кровать, пропитание, одежду, наблюдать за состоянием их здоровья, опрятностью, прохождением врачебного освидетельствования. Она обязана была следить и за тем, чтобы женщины не доводили себя до изнурения «неумерным сообщением с мужчинами».

В дома терпимости не допускались несовершеннолетние, кадеты и воспитанники учебных заведений. Запрещалось держать в квартирах, занимаемых борделями, портреты высочайших особ.
Содержательница не могла требовать от публичной женщины платежа более трех четвертей получаемого ею дохода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *